27 мая Центром инклюзивного профессионального образования был проведен семинар-практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования». В семинаре приняли участие представители 21 ПОО Омской области, всего 27 человек.
В рамках семинара-практикума педагоги познакомились с определением «Синдром эмоционального выгорания», причинами и факторами, способствующими возникновению данного синдрома, с рекомендациями известных ученых по профилактике профессионального выгорания.
Сегодня термин «синдром эмоционального выгорания» можно услышать все чаще и чаще. Что же это за синдром и почему ему уделяется так много внимания? Синдром эмоционального выгорания (СЭВ, или англ. burnout) — это состояние человека, характеризующееся снижением производительности, ощущением постоянной усталости и апатии, чувством беспомощности, некомпетентности и полного безразличия к окружающему миру. Чаще всего появляется в результате длительного периода напряжения психоэмоциональных сил и стресса. Определение синдрома эмоционального выгорания было введено американским психотерапевтом Г. Фрейденбергом относительно недавно (1974 г.).
К причинам возникновения синдрома можно отнести:
— напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
— нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
— однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
— работа без перспективы выстроить профессиональную карьеру;
— неразрешенные личные конфликты,
— длительная нагрузка на основные анализаторы (слух, зрение и т.д.),
— длительная концентрация внимания, памяти, большой объем информации, соучастие эмоций и интеллекта и как следствие нервно-психическое и физическое напряжение.

Практическая часть мероприятия включала в себя упражнения, позволяющие быстро и безопасно снижать эмоциональное напряжение. Первая техника, которую проработали участники относится к методу нервно-мышечной релаксации Джекобсона (разработана в 1929 году). Суть данной техники заключается в том, что наибольшего расслабления можно достичь путем поочередного напряжения мышц.

Также педагоги смогли ощутить на себе действие эмоционально-образной терапии. Например, упражнение «Чувствую себя хорошо» заключалось в том, чтобы вспомнить 5 счастливых моментов своей жизни, воспроизвести в памяти чувства и поместить их в укромный уголок своей души, откуда потом их можно без труда достать. Избавиться от неприятных чувств и воспоминаний педагоги смогли при помощи упражнения «Мусорное ведро», куда мысленно помещали все ненужное и травмирующее.

Участники мероприятия познакомились с дыхательными техниками, визуализацией и аутогенной тренировкой. Одной из наиболее популярных и эффективных дыхательных техник является «Медитация 10». Суть ее заключается в том, чтобы считать до 10, наблюдая за дыханием. Важно при счете постараться отключить мысли и эмоции, концентрируясь на дыхании. Данная техника позволяет снять эмоциональное напряжение.

В заключении педагоги пожелали другим участникам группы тех качеств, которые помогают преодолевать эмоциональное выгорание. А также поделились своими впечатлениями и отметили, что будут использовать рекомендованные практики регулярно.

«Техник и способов борьбы со стрессовыми состояниями огромное множество. Каждый человек может сам для себя определить, какие именно способы ему подходят. Будь то занятия спортом или творчеством, общение и хороший фильм, а, может быть, просто вкусный обед. Главное – это умение прислушиваться к своим желаниям и дарить себе маленькие радости в любую погоду и при любых обстоятельствах», – подытожила педагог-психолог Епишина В.И.