28 января был проведен психологический тренинг «Я кристалл» для детей особой заботы, он прошел в рамках реализации плана по психолого-педагогическому сопровождению.
«Целью данного тренинга является помощь участникам в осознании своего «Я», в утверждении положительной самооценки и поиска ресурсов для формирования того образа «Я», к которому стремится каждый», – отметила педагог-психолог Вера Ивановна Епишина.Вступительное упражнение, которое направлено на разогрев и создание благоприятной эмоциональной обстановки, заключалось в том, что каждый участник должен был представить собственные инициалы на листе бумаги. Остальные участники на каждую букву должны были придумать прилагательное, описывающее данного участника. Так каждый участник услышал не только собственное имя, но и ассоциации, которые возникают у каждого с первой буквой имени. Приятные слова, звук собственного имени обладают невероятной силой, которая может благоприятно влиять на эмоциональное состояние человека.
Зарядившись положительной энергией, участники перешли к следующему упражнению под названием «Я кристалл» с применением метафорических ассоциативных карт. Данная техника направлена на осознание участниками частей своего я. Человека иногда сравнивают с кристаллом, есть даже выражение «многогранный человек». Важно отметить, что, смотря на образы, человек «вкладывает» в них смысловые нагрузки, отражающие его внутренний мир. А этот мир всегда уникален, как кристалл. Из предложенных карт участники открытым способом выбирают те, которые символизируют их качества, черты характера, умения, увлечения; представляют, что каждая выбранная картинка – грань кристалла личности. Далее участникам предлагается разложить карты так, чтобы получилось нечто целое и ответить на вопрос «Какие из граней своей личности я считаю самыми ценными?».
Результаты получились интересными и неожиданными, как для ведущего, так и для самих участников. Некоторые выбрали более 10 карт, другим хватило и одной. Так, например, одна из участниц, к граням своей личности отнесла: любовь к чтению, мечтательность, увлечение мистикой и ощущение себя ребенком. Среди качеств личности (или граней кристалла) участники называли: способность к сопереживанию, стремление помогать окружающим, умение слушать, умение защищать слабых, стремление к познанию нового, великодушие, стремление к гармонии, умение поддерживать баланс в разных сферах жизни, умение во всем видеть положительные стороны, стремление создавать уют вокруг себя и т.д.
Последним упражнением стала техника с применением метафорических ассоциативных карт «Я совершенство». Участники из портретной колоды лица выбирали образы «Я сегодняшнее» и «Я совершенный» и искали препятствия и ресурсы на пути к достижению образа «Я совершенный». Основными препятствиями стали характеристики личности обучающихся: неуверенность в себе, отгороженность от окружающих, мечтательность, грубость. К ресурсам участники отнесли поддержку близких, занятия спортом, общение с друзьями.
В заключении, участники поделились своим настроением и отметили, что знание своих сильных сторон и положительных качеств способствует формированию уверенности в себе.