16 декабря состоялось очередное заседание творческой группы педагогов- психологов профессиональных образовательных организаций Омской области. Они продолжили работу по поиску и изучению современных подходов к созданию специализированных диагностических инструментов в рамках инклюзивного образования.
Психодиагностическая деятельность педагога-психолога имеет свою структуру, особенности и ограничения. А в рамках реализации инклюзивного образования данный вопрос встает особенно остро, поскольку для эффективной деятельности важно учесть ряд нюансов.
Об особенностях установления контакта на первом этапе работы нам поведала педагог-психолог Омского монтажного техникума Вероника Александровна Духова, отметив, что от того, как педагог-психолог установит контакт, зависит продуктивность дальнейшего взаимодействия. Эта способность в большинстве зависит от внутренних установок самого педагога-психолога и от индивидуальных свойств, как врожденных, так и приобретенных. Среди наиболее важных личностных качеств, которые способствуют установлению и поддержанию контакта, мы выделили следующие: доброжелательность, искренность, вежливость, тактичность и безоценочное принятие окружающих.
Педагог-психолог Омского колледжа библиотечно-информационных технологий Татьяна Францевна Камаринская разработала план наблюдения, включающий основные параметры «поведенческого портрета». Данный портрет включает в себя особенности внешнего вида, мимику, пантомимику, речь, круг интересов, жизненный опыт, отношение к окружающим.
В заключении выступил педагог психолог Омского торгово-экономического колледжа им. Г.Д.Зуйковой Егор Андреевич Марченко, предложив коллегам структуру интервьюирования в рамках психологического консультирования. Данная структура включает в себя изучение личности, отношение с окружающими, мировоззрение и т.д. В процессе обсуждения коллегами были выделены типы вопросов, которые уместны и корректны в рамках интервью.
«Педагоги-психологи профессиональных образовательных организаций Омской области проанализировали методы аналитико-диагностического направления деятельности и коллегиально выделили те особенности, которые важно учитывать в рамках реализации инклюзивного профессионального образования», – подытожила педагог-психолог Вера Ивановна Епишина.