14 декабря педагоги Омского колледжа профессиональных технологий приняли участие в психологическом тренинге с применением метафорических ассоциативных карт.
Блок по психолого-педагогическому сопровождению в рамках курсов повышения квалификации «Организация инклюзивного образования в условиях профессиональной образовательной организации» включает в себя как теоретический материал, так и практические занятия.
Данный тренинг направлен на знакомство педагогов с новыми направлениями деятельности педагога-психолога. Участники смогли найти причины возникновения какой-то затруднительной ситуации и найти ресурсы для ее преодоления.
Педагог-психолог Вера Ивановна Епишина разъяснила порядок проработки этих навыков: «Важно прояснить проблемную ситуацию, дискомфортное чувство, определить помехи и ресурсы, затем наметить шаги к улучшению ситуации и, в завершении, найти ресурсы на пути преодоления проблемной ситуации».
На первом этапе педагогам предлагается найти и описать образ себя в текущей ситуации, используя портретную колоду «Лица». Описывая портрет важно ответить на вопросы: Какой человек на картинке? Что чувствует? О чём думает? Что его беспокоит? Что волнует? Чего боится? Чего не хватает? И т.д. Анализ своего текущего состояния при помощи вопросов позволяет взглянуть на ситуацию со стороны и рационализировать ее.
Далее из ресурсных колод «Источник», «Диксит» и «Эмоции судьбы» педагогам предлагалось выбрать карту, обозначающую негативное чувство, и описать его при помощи вопросов: Какое это чувство? Какие ощущения вызывает? Куда приводит это чувство? Важно отметить, что умение анализировать свои чувства, позволяет не усугублять ситуацию, а быстрее найти из нее выход.
«Любое негативное чувство важно заменить на позитивное, поэтому следующим шагом стал поиск карты, символизирующей чувство, которым хотелось бы заменить негативное. И основной вопрос, на который необходимо здесь ответить – с какими ситуациями в жизни связано это чувство. Этот этап также является важным, поскольку позволяет человеку прочувствовать желаемое состояние и понять, что чувствами можно управлять.
Далее от анализа чувств педагоги перешли к поиску ресурсов, которые помогли бы справиться с ситуацией. Следует отметить, что работа с картами производилась «Воткрытую», то есть педагоги самостоятельно искали собственные внутренние ресурсы для преодоления сложной ситуации. Основными ресурсами стали стремление к достижению цели, возможность полноценного отдыха, поддержка близких, обращение внутрь себя и т.д.
В заключении педагогам предлагалось выбрать портрет себя в желаемом состоянии. В результате среди портретов оказались изображения детей и взрослых, выражающих позитивные эмоции.
Данный тренинг предназначен не только для того, чтобы взглянуть на свои ощущения изнутри, но и суметь их проанализировать. Умение осознавать свои чувства в связи с возникающими в жизни ситуациями позволяет не углубляться в переживаниях, а найти конструктивный выход. Метафорические ассоциативные карты являются здесь незаменимым помощником.