29.01.2020 г. на базе КУ ОО «Центр занятости населения города Омска» для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья 1-2 курсов профессиональных образовательных организаций г. Омска проходил семинар-практикум «Я и секреты личного успеха».

В рамках реализации данного мероприятия был проведен психологический тренинг с применением метафорических ассоциативных карт «ВсеМОГУчка». Целью данного тренинга является повышение самооценки и уверенности в себе, осознание себя в роли Творца – «Я Могу!», выявление дополнительных ресурсов в виде осознания своих жизненных ценностей.

Известно, что самооценка влияет на успешность профессиональной деятельности. Так, Л.С. Рубинштейн писал, что реальная личность, отражаясь в своем самосознании, осознает себя как «Я», как субъекта своей деятельности. Он подчеркивал, что человек определяется прежде всего его отношением к своему труду, поэтому его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное общественное отношение к труду, по мнению Л.С. Рубинштейна, является стержнем самосознания личности.

Самооценка напрямую зависит от деятельности: успехи в деятельности способствуют формированию положительной самооценки. Адекватная самооценка способствует положительным результатам в деятельности, деятельность же побуждается целью. Именно поэтому наше мероприятие связано с постановкой целей, предвосхищением результата и, главное, действиями, благодаря которым эти цели будут достигаться.

В тренинге использовались колоды:

— портретная «Лица»;

— ресурсные «Я и все, все, все», «Эмоции судьбы», «Диксит. Открытие», «Все в моих руках».

Тренинг «ВсеМОГУчка» проходил в несколько этапов. Первым этапом по традиции стало знакомство участников друг с другом и создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе. Каждому участнику предлагалось из портретной колоды «Лица» найти портрет соседа слева и свой портрет. Далее каждый участник начинал с того, что говорил о том, каким видит своего соседа; сосед же соглашался или не соглашался с перечисленными качествами и добавлял: «А еще я…» и перечислял характеристики карты, которую выбрал для себя.

На основном этапе каждый участник должен был обозначить цель, которую необходимо достичь. Далее участникам было предложено «слепым» способом достать из любой колоды 3 карты, где 1 карта – это ответ на вопросы: «Что даст вам достижение вашей цели?», «Какой новый позитивный опыт вы бы хотели приобрести?». Вторая карта – это ответ на вопрос «Какие действия вас привели к тому, что у вас есть сегодня?», и третья карта – «К чему приведёт то, что вы делаете прямо сейчас?».

Ответы на первый вопрос соответствовали намерению к достижению цели, среди часто встречающихся можно выделить: «обретение гармонии», «уверенность в себе», «хороший опыт», «закалка» и т.д. Говоря о действиях, которые мешают в достижении цели, участники отметили, что основным препятствием на пути к цели является лень и страх того, что цель не будет достигнута. Результатом нынешних действий участники видят: «обретение силы», «получение знаний», «закрепление полученного опыта» и т.д.

На заключительном этапе участники поделились впечатлениями, отметив, что получили ответы на интересующие их вопросы.

Мы надеемся, что данная форма работы позволит участникам ставить перед собой цели и искать пути их достижения.

Педагог-психолог ЦИПО

Епишина В.И.